Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Костромской области

Александр Глебов

Приемная:

+7 (4942) 420-213

Новости

08.06.2016 Надзор за исполнением законодательства в сфере защиты прав предпринимателей находится на постоянном контроле прокуратуры области, прокуроров городов и районов.

Надзор за исполнением законодательства в сфере защиты прав предпринимателей находится на постоянном контроле прокуратуры области, прокуроров городов и районов.

Органами прокуратуры Костромской области проводится работа по правовому просвещению, в том числе проводится разъяснительная работа в сфере защиты прав субъектам малого и среднего предпринимательства.

Правовое просвещение – один из способов предупреждения нарушений прав предпринимателей на территории Костромской области путем разъяснения им норм законодательства в указанной сфере.

Общие основания плановых и внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей определены в ст.ст. 9, 10 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон от 26.12.2008 №294-ФЗ).

Так, согласно ч. 2, 8 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года. Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя; окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя; начала юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с представленным уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления.

В отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, образования, теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в социальной сфере плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года. Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок установлен постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 №944.

С 01.01.2018 г. вступят в силу положения Федерального закона от 13.07.2015 №246-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», которыми статья 9 Федерального закона от 13.07.2015 №246-ФЗ дополнена частью 9.3, в которой указано, что Правительством Российской Федерации может быть установлена иная периодичность проведения плановых проверок при осуществлении видов государственного контроля (надзора), определяемых в соответствии с ч. 1 и 2 ст. 8.1 указанного Федерального закона, в зависимости от отнесения деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности.

Общими основаниями проведения внеплановых проверок в соответствии с ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ являются:

- истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами (п. 1);

- поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах возникновения угрозы или причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и другое (пп. «а», «б» п. 2);

- нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены) (пп. «в» п. 2);

- приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям (п. 3).

Внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена по основаниям, указанным в пп. «а» и «б» п. 2 ч. 2 вышеназванной статьи, органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. Для проверок, основаниями которых являются нарушение прав потребителей (пп. «в» п. 2), приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации (п. 3), согласование прокурора не требуется.

Часть 4 ст. 1 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ содержит перечень из 36 видов государственного контроля (надзора), в отношении которых другими федеральными законами могут устанавливаться особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры.

Так, основанием для включения в план проверок при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции, за проведением лотерей, в областях безопасности дорожного движения, транспортной безопасности истечение одного года или с регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей или проведения последней проверки.

При этом при проведении внеплановых проверок при осуществлении указанных видов надзора внеплановая выездная проверка может быть проведена ограном государственного надзора незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном ч. 12 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ.

При осуществлении лицензионного контроля основанием для включения плановой проверки лицензиата в ежегодный план проведения плановых проверок является: истечение одного года со дня принятия решения о предоставлении лицензии или переоформлении лицензии; истечение трех лет со дня окончания последней плановой проверки лицензиата; истечение установленного Правительство Российской Федерации срока со дня окончания последней плановой проверки лицензиата, осуществляющего лицензируемый вид деятельности в сферах здравоохранения, образования, в социальной сфере.

При осуществлении федерального государственного пожарного надзора основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня ввода объекта защиты в эксплуатацию или изменения его класса функциональной пожарной безопасности; окончания проведения последней плановой проверки; одного года и более со дня окончания проведения последней плановой проверки объекта защиты, используемого (эксплуатируемого) организацией, осуществляющей деятельность в отдельных сферах деятельности. Периодичность проведения таких проверок устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 №294-ФЗ. При осуществлении данного вида надзора внеплановая выездная проверка может быть проведена органом государственного надзора незамедлительно с извещением органа прокуратуры.

При осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства при поступлении обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав проверка проводится без согласования с органами прокуратуры; при поступлении информации о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, внеплановая проверка проводится указанным органом с извещением органа прокуратуры, в порядке, установленном федеральным законом, без согласования с органами прокуратуры.

Не требуется также предварительное согласование с органами прокуратуры сроков проведения внеплановой проверки субъектов обращения лекарственных средств в рамках осуществления федерального государственного надзора в сфере обращения лекарственных средств, а также предварительное уведомление юридических лиц, индивидуальных предпринимателей о начале проведения этой проверки. Органы прокуратуры извещаются о проведении внеплановой проверки субъектов обращения лекарственных средств посредством направления соответствующих документов в течение трех рабочих дней с момента окончания проведения указанной внеплановой проверки.

Проведение органом федерального государственного надзора в области промышленной безопасности плановых проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих опасные производственные объекты, осуществляется со следующей периодичностью: а) в отношении опасных производственных объектов I и II класса опасности не чаще чем один раз в течение одного года; б) в отношении опасных производственных объектов III класса опасности не чаще чем один раз в течение трех лет. В отношении опасных производственных объектов IV класса опасности плановые проверки не проводятся. При определенных случаях внеплановая выездная проверка в рамках осуществления данного надзора, может быть проведена незамедлительно с извещением органа прокуратуры.

Согласно ч. 3.1 ст. 1 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ положения указанного Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении 21 вида государственного контроля (надзора), например: контроль и надзор в финансово – бюджетной сфере, валютный и налоговый контроли, государственный контроль за осуществлением деятельности по проведению организованных торгов, о контрактной системе с сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за обеспечением безопасности объектов топливно – энергетического комплекса, за обработкой персональных данных, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и другие.

В соответствии с ч. 1 ст. 26.1 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ, если иное не установлено частью 2 настоящей статьи, с 01.01.2016 г. по 31.12.2018 г. не проводятся плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства.

Указанные положения применяются в отношении видов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, вопросы организации и осуществления которых регулируются законом о защите прав юридических лиц, в том числе видов государственного контроля (надзора), поименованных в ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ, за исключением: федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений, пожарного, экологического надзора в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих опасные производственные объекты, гидротехнические сооружения I или II класса опасности, объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, I или II категории, федерального государственного надзора в области обеспечения радиационной безопасности; федерального государственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны; лицензионного контроля в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами; внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом от 30.12.2008 №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»; федерального государственного надзора в области использования атомной энергии.

Исключением из нормы закона является проведение органами контроля (надзора) проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности, перечень которых устанавливается Правительство Российской Федерации в соответствии с ч. 9 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ (сферы здравоохранения, образования, теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, социальная сфера).

При наличии информации о том, что касательно юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии с положениями ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ к субъектам малого предпринимательства, ранее вынесено вступившее в законную силу постановление о назначении административного наказания за совершение грубого нарушения, определенного согласно КоАП РФ, или административного наказания в виде дисквалификации или административного приостановления деятельности либо принято решение о приостановлении и (или) аннулировании лицензии, выданной на основании Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», и с даты окончания проведения проверки, по результатам которой вынесено такое постановление либо принято данное решение, прошло менее трех лет, органы контроля (надзора) при формировании ежегодного плана проведения плановых проверок вправе принять решение о включении в ежегодный план проведения плановых проверок проверки в отношении обозначенных лиц. При этом в ежегодном плане проведения плановых проверок помимо сведений, предусмотренных ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ, приводится информация об указанном постановлении либо решении, дате их вступления в законную силу и дате окончания проведения проверки, по результатам которой вынесено постановление либо принято решение.

Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе подать в орган контроля (надзора) заявление об исключении из ежегодного плана проведения плановых проверок проверки в их отношении, если полагают, что проверка включена в ежегодный план проведения плановых проверок в нарушение положений ст. 26.1 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ.

Порядок подачи заявления, перечень прилагаемых к нему документов, подтверждающих отнесение юридического лица, индивидуального предпринимателя к субъектам малого предпринимательства, порядок рассмотрения этого заявления, обжалования включения проверки в ежегодный план проведения плановых проверок, а также исключения соответствующей проверки из ежегодного плана проведения плановых проверок определяются Правительством Российской Федерации.