Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Костромской области

Александр Глебов

Приемная:

+7 (4942) 420-213

Новости

15.03.2018 Полезная информация: О применении риск-ориентированного подхода

Напомним, что риск-ориентированный подход предполагает разную периодичность проведения проверок в зависимости от степени риска, к которому относят юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Так, например, не должны проводиться плановые проверки объектов с низкой степенью риска.

Применение риск-ориентированного подхода регламентировано ст. 8.1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В свою очередь, сферы применения принципов риск-ориентированного подхода определены Постановлением Правительства РФ от 17 августа 2016 № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». Так, в приложении к этому документу указываются более тридцати конкретных сфер надзорной деятельности, которые должны ориентироваться на указанные принципы с принятием данного постановления.

Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора) при котором в предусмотренных случаях выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.

Риск-ориентированный подход применяется с 01.01.2018.

Применение риск-ориентированного подхода направлено на:

— оптимальное использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов, задействованных при осуществлении государственного контроля(надзора);

— на снижение издержек юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

— на повышение результативности деятельности органов государственного контроля(надзора) при организации отдельных видов государственного контроля(надзора).

Правительством Российской Федерации может быть установлено, что в случае если деятельность юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемые ими производственные объекты отнесены к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности плановая или внеплановая выездная проверка указанных организаций не проводится.

Также Правительством Российской Федерации может устанавливаться сокращенный срок проведения проверки в случае, если деятельность юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемые или производственные объекты отнесены к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности.

При подготовке плана-графика профилактических мероприятий контрольно-надзорный орган должен определять интенсивность профилактических мероприятий в зависимости от видов подконтрольных субъектов, а также применительно к конкретным подконтрольным субъектам, с учетом риск-ориентированного подхода: при прочих равных условиях, чем выше уровень риска (класс опасности), присвоенный подконтрольному субъекту (объекту), тем более интенсивной и адресной должна быть профилактическая работа; в отношении подконтрольных субъектов (объектов) с низким уровнем риска (классом опасности) профилактические мероприятия могут осуществляться с большей периодичностью и заменять собой плановые проверки, вплоть до их полной отмены.

Таким образом, планы проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2018 год сформированы на основе оценки потенциального риска.

Следует отметь, что по информации полученной из региональной Прокуратуры, количество плановых проверок, проводимых контрольно-надзорными органами в отношении субъектов предпринимательской деятельности уменьшилось в 3 раза, это говорит о эффективном применении риск-ориентированного подхода.